?

Log in

No account? Create an account
"Прям, правдив и благороден..." - Люди Книги А.Я. Бруштейн "Дорога уходит в даль".

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Октябрь 28, 2011


Previous Entry Поделиться Next Entry
parma_astar
12:17 am - "Прям, правдив и благороден..."

  Друзья, этой зимою (долгими вечерами) я зачитывалась "Книгой воспоминаний" учёного-востоковеда Игоря Дьяконова. Книга о нём и его поколении, которое родилось перед революцией, росло в Советской России и пережило всё, что страна ему уготовила. Написано очень живо, увлекательно, со многими и многими подробностями тогдашнего времени. А в главах 9 (1935 - 1936) и 11 (1937 - 1939 годы) есть многократные упоминания о Шуре Выгодском!
Я тут собрала в одно место некоторые (разрозненные) выдержки из текста, в которых оживает, по-моему, замечательный образ двоюродного брата Александры Яковлевны Бруштейн. Пусть будет!

       " … Новый учебный год, новый, важный год в моей жизни начался рано: уже в первой половине августа я вернулся из Хиттолова, где стало мокро, холодновато и, главное, скучно, – и поехал в Лугу – навестить Нину. Там она жила с сестрой, семнадцатилетней Лялей, и ее ежедневно навещал Шура Выгодский, недавно обретенный друг, познакомившийся с ней, когда она посещала лекции и сдавала экзамены на литературном факультете. Он был немного, а может быть, и не совсем немного, влюблен в Нину, – но я к нему не ревновал: хотя он не уступал мне ни внешностью, ни умом – напротив, я считал его много умнее себя, – но я знал, что он прям, правдив и благороден – и он знал о нашей с Ниной любви; поэтому мне не приходило в голову его бояться.
Ум Шуры Выгодского признавал даже такой разборчивый презиратель человечества, как Мирон Левин.
Что касается Шуриной правдивости, то она была провербиальной и иной раз являлась предметом шуток. Без страха говорил он и в споре с преподавателем, что он думал.
    …Центр притяжения всей компании был Шура Выгодский. Отец его был врач, известный с дореволюционных времен, квартира его – на набережной Васильевского острова почти против Николаевского моста (лейтенанта Шмидта) – была нетронутым обиталищем петербургского интеллигента: хорошая мебель, мягкие кресла, необыкновенной ширины и мягкости диван, на котором могла уместиться сразу почти вся компания. У Шуры мы по большей части и собирались.   
      ...Шура был среднего роста – ниже меня, черноволосый и голубоглазый, в лице его была какая-то неправильность, которую не берусь определить, но это было одно из тех лиц, которому не надо быть правильным, потому что сияющий в нем ум и доброжелательность делают его прекрасным. Шура не только располагал к себе, но каждый сразу и охотно признавал его превосходство над собой – тем большее, что он был необыкновенно человечен, скромен, тактичен, бескорыстно внимателен и морально чрезвычайно щепетилен. Если бы Нина влюбилась в Шуру, я без ревности признал бы за ним право на ее любовь. Но Шура был такой человек, для которого чужая любовь была неприкосновенна...
      … Я уже говорил, что лето 1936 г. было началом явно улучшившихся времен. Заборных книжек и коммерческих магазинов уже не было. В стране все складывалось хорошо. Мы это обсуждали с Шурой Выгодским, когда он с Волей Римским навещал нас с Ниной на Зеленом озере…
        … историки ЛИФЛИ были переведены на университетский исторический факультет, философы составили отдельный философский факультет.
Еще при выпуске из нашей компании были рекомендованы в аспирантуру: Талка Амосова, Шура Выгодский, Нина Дьяконова…
 
        … Но когда Нина вернулась из Павловска и явилась в Университет, ей было сообщено, что «Москва вас в аспирантуре не утвердила». И не только ее, но – какое необычное совпадение! – еще и Амосову, Выгодского…
        …В Москве Шура Выгодский жил у своей двоюродной сестры, детской писательницы Бруштейн, Нина жила у своей тети, милой и доброй Юлии Мироновны, другие тоже устроились у разных друзей и знакомых, а я...
       … Я был за то, чтобы не сдаваться; когда Шура Выгодский вышел, подавленный, из какой-то очередной канцелярии и стал говорить на ТУ тему, что, пожалуй, он и вправду не тот человек, которого нужно принимать в аспирантуру…
 
       …Мы продолжали встречаться всей компанией у Шуры Выгодского в старой докторской квартире на набережной против Николаевского моста (моста лейтенанта Шмидта). О чем мы говорили? О своих бедах менее всего. У Шуры была арестована его двоюродная сестра, японистка Колпакчи, у Яши Бабушкина – отец в Евпатории, у меня – отец, у Нины – отец, у Юры Фридлендера – брат, у Воли Римского-Корсакова – сводный брат, у Ляли Ильинской – отец.
 
(  Шура и Воля вскоре поступили в аспирантуру других институтов. Около этого времени вышел в свет подготовленный и комментированный Шурой и Юрой Фридлендером под  руководством М.А.Лифшица монументальный том «Маркс и Энгельс об искусстве». В 1940 г. Шура поступил на работу в Ленинградский Радиокомитет, где уже с 1938 г. работал Яша Бабушкин; Яша там и проработал всю блокаду; во многом благодаря ему, с трудом державшемуся у микрофона, голос радио был жив в течение всех роковых 900 дней; но после снятия блокады Яша был уволен и заменен каким-то москвичом; был мобилизован в армию и сразу погиб. – Шура был мобилизован еще в 1941 г. и тоже быстро погиб. ) ..."


(27 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:massaraksh10
Date:Октябрь 27, 2011 09:59 pm
(Link)
Большое спасибо!
А чей именно Шура сын - непонятно?
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 27, 2011 10:19 pm
(Link)
Гавриил Выгодский (в книге - Ганя),врач по глазным болезням, брат Якова Ефимовича и отец Шуры. Помните, правнучка Гавриила написала в сообщество и рассказала немного (но так интересно!) о своей семье?
[User Picture]
From:massaraksh10
Date:Октябрь 27, 2011 10:43 pm
(Link)
Конечно, помню! :) Просто в книге говорится, что Тима и Абраша умерли в блокаду в Ленинграде, поэтому ленинградец Шура мог бы быть сыном кого-то и из них.
From:mar__
Date:Октябрь 28, 2011 06:58 am
(Link)
тогда правнучка Гавриила Ефимовича писала о доме на Университетской набережной. Вообще надо, конечно, ссылку найти.
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 28, 2011 03:09 pm
(Link)
Пост от 9 апреля 2010 года
From:mar__
Date:Октябрь 28, 2011 03:14 pm
(Link)
Спасибо
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 28, 2011 04:22 pm
(Link)
А я прочитала, что Университетская набережная находится как раз между Дворцовым мостом и мостом лейтенанта Шмидта (ох, не напутать бы! :) )
From:mar__
Date:Октябрь 28, 2011 05:04 pm
(Link)
мой ответ "заскринился" - видимоЮ попал в спам из-за ссылок :)
Попробую повторить, оставив одну:
Все правильно прочитали :)
Кстати, я тогда читая рассказ правнучки Г.Е. решила, не проверив номер, что имеется в виду знаменитый "дом академиков" - угловой. Нет, оказывается, речь идет о 21 номере. Это дом Трезини (т.е. бывший собственный дом архитектора). Его сейчас, к сожалению, перестраивают и, к еще большему сожалению надстраивают, не смотря на то, что это памятник архитектуры.

Вот он - на фото Яндекс-панорам: http://maps.yandex.ru/-/CBVwNNNh

Кстати, Александра Гавриловича (в военкоматовском документе его отчество пишется так, хотя Гавриил Ефимович - в статье о кафедре офтальмологии, котрой он заведовал, и в библиографии - через два "и" ) не призвали в армию, а он пошел сам добровольцем. Я сегодня поискала в сети информацию и нашла это и прямо в военных документах, и в воспоминаниях Нины Яковлевны Дьяконовой. Просто очень удивило про призыв в первые дни войны - у нас в Ленинграде масса уходивших в первые дни, в том числе из институтской среды,- были именно идущие добровольно. Целыми курсами уходили... Я потом попробую выложить то, что нашла.

Спасибо еще раз за рассказ :)
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 28, 2011 05:24 pm
(Link)
Так у Дьяконова написано.Спасибо!! Выложите, пожалуйста! Карта отличная: я по стрелке прошла по мосту на Английскую набережную. Не пойму, теперь это Благовещенский мост?
From:mar__
Date:Октябрь 28, 2011 05:35 pm
(Link)
Да, этот дом почти в створе моста. Это мост Лейтенанта Шмидта, бывший Николаевский. Но наша чудесная топонимическая комиссия решила дать ему "исконное" имя Благовещенский ) Хотя Благовещенским он за всю историю был года 2, или 3. Старожилы называли, естественно, не Благовещенским, а Николаевским )) Хотя название "мост Лейтенанта Шмидта" - вполне прижилось и так говорили и пожилые люди.
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 28, 2011 03:08 pm
(Link)
В книге Дьяконова ещё упоминается сестра Шуры, правда, без имени.Это совпадает с рассказом velma_sj. Ну и известный доктор - конечно, Гавриил Ефимович.А про семьи Тимы и Абраши, увы, ничего не известно.
[User Picture]
From:massaraksh10
Date:Октябрь 29, 2011 04:50 am
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:mat_vasha
Date:Октябрь 27, 2011 10:23 pm
(Link)
Ах,а я как-то на воспоминания о Шуре обратила мало внимания. А книга Дьяконова-потрясающая! Я её очень люблю!Мама с ним дружила.
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Октябрь 27, 2011 10:49 pm
(Link)
Дружила? - вот это да!! Книга завораживающая, действительно, хочется снова читать!А в семье Выгодских - достойнейшие люди!
[User Picture]
From:mat_vasha
Date:Октябрь 27, 2011 11:27 pm
(Link)
И я Дьяконова немного знала. А теперь дружу с его 80-летним учеником,тоже маминым другом.Мамы 12 лет как нет... Книга перешла ко мне.Во время годовой депрессии она меня вытягивала.
[User Picture]
From:vipera
Date:Октябрь 28, 2011 03:23 pm
(Link)
И мои родители хорошо его знали, особенно мама. А я дружила с Митей Дьяконовым, его младшим сыном. Была веселая компания в Ушкове, где построили дачи рядом Дьяконов и Эткинд. Похоже, что мы с Вами как-то знакомы...
[User Picture]
From:mat_vasha
Date:Октябрь 28, 2011 08:08 pm
(Link)
Моя мама, Нора Забинкова , и Моисей Кирпичников(они с Эткиндом были женаты на сёстрах) были соавторами по словарям,мы с мамой бывали у "кирпичей" в Ушково, впрочем мама чаще, т.к. я не была особой фанаткой лыж.А сейчас мамы уже нет, а мы дружны с Владимиром Ароновичем Якобсоном, маминым другом и учеником Дьяконова.Митя,вроде бы. постарше меня, так что я по сравнению с Вами была,вероятно, мелюзгой.Заходите в жж.:)
[User Picture]
From:vipera
Date:Октябрь 29, 2011 09:53 am
(Link)
Да мы с Вами соседи по Токсову и вполне знакомы, как я выяснила у своей дочки Ксюши :).
[User Picture]
From:mat_vasha
Date:Октябрь 29, 2011 09:04 pm
(Link)
А я как-то не сообразила,что Вы-это Вы,даже просмотрев весь Ваш журнал. Что-то я упоминаний о Токсове в жж не нашла.
From:mar__
Date:Октябрь 28, 2011 07:01 am
(Link)
Вот спасибо. Моя давняя приятельница в свое время училась в аспирантуре у Нины Яковлевны, бывала в семье Дьяконовых и много о них обоих рассказывала, но я не предполагала, что это так близко от героев "Дороги" :)
[User Picture]
From:barbos67
Date:Октябрь 28, 2011 09:52 am
(Link)
Спасибо )))
[User Picture]
From:my_soul_08
Date:Октябрь 28, 2011 02:07 pm

Спасибо,

(Link)
тронута. Все это было, было....
[User Picture]
From:lucy_steele
Date:Ноябрь 29, 2011 01:31 am
(Link)
С огромным интересом читаю сейчас воспоминания И.М.Дьяконова (пришлось заказать по межбиблиотечному абонементу), спасибо за наводку! Я не из Питера, но столько встречается знакомых имен... Начиная с Нины Яковлевны Дьяконовой и Ефима Григорьевича Эткинда.
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Ноябрь 29, 2011 06:50 pm
(Link)
Очень радуюсь за Вас!Наберите в поисковике:Дьяконов Игорь Михайлович Википедия. В конце страницы, в разделе ЛИТЕРАТУРА, есть ссылка на эту книгу. Нажимайте и читайте))) Хотя,согласна, шуршать бумажными страницами уютнее...
[User Picture]
From:lucy_steele
Date:Ноябрь 30, 2011 03:39 pm
(Link)
"Хотя, согласна, шуршать бумажными страницами уютнее..."

Вот я и шуршу. :) Еще бы с удовольствием пошуршала страницами книги мемуаров Н.Я.Дьяконовой "Минувшие дни", но, к сожалению, не могу найти ни одной библиотеки, где бы эта книга была. Ни в Ленинке нет, и в питерской Публичке. Ни в библиотеках МГУ, ни в библиотеке Санкт-Петербургского университета. Это уже совершенно непонятно.
[User Picture]
From:Лариса Энтина
Date:Июнь 19, 2014 09:32 am
(Link)
Когда я смотрела родовую ветвь Выгодских,то обнаружила,что у Александры Яковлевны Бруштейн было два брата-Семен Яковлевич( о котором в ее книге написано немало) и Марк Яковлевич(о котором она не упомянула вообще в своей книге).Это знаменитый математик и автор многих пособий по математике Марк Яковлевич Выгодский.Кто-то может разъяснить ситуацию?
[User Picture]
From:parma_astar
Date:Июнь 20, 2014 01:39 pm
(Link)
Путаница, видимо. У Марка Яковлевича Выгодского - брат Николай.

> Go to Top
LiveJournal.com